Get Adobe Flash player

wersija dlja slabowidjashih 03

Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников

Положение

о нормах профессиональной этики педагогических работников

 

1. Общие положения

 

1.1.        Настоящее Положение разработано на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

1.2.        Положение представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения, которыми руководствуется каждый член педагогического коллектива образовательной организации (далее - 00).

1.3.        Целями Положения являются:

  • повышение доверия граждан к 00;
  • установление и обобщение нравственно-этических норм деятельности педагогических работников и их профессионального поведения для достойного осуществления ими своей профессиональной деятельности и повышения эффективности выполнения должностных обязанностей;
  • содействие укреплению авторитета и обеспечению единых норм поведения педагогических работников 00;
  • регулирование профессионально-этических проблем во взаимоотношениях педагогических работников, возникающих в процессе их совместной деятельности;
  • воспитание высоконравственной личности педагогического работника, соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали.

1.4.        Положение служит основой для формирования взаимоотношений, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании.

1.5.        Знание и соблюдение норм настоящего Положения является нравственным долгом каждого педагогического работника 00 и обязательным критерием оценки качества его профессиональной деятельности.

1.6.        Каждому педагогическому работнику следует принимать все необходимые меры для соблюдения Положения, а каждый участник образовательных отношений вправе ожидать от педагогического работника 00 поведения в отношениях с ним в соответствии с настоящим Положением.

1.7.        Педагогический работник, осуществляющий педагогическую деятельность или поступающий на работу в 00, вправе, изучив содержание настоящего Положения, принять для себя его нормы или отказаться от педагогической деятельности.

 

2. Этические правила поведения педагогических работников при выполнении ими трудовых обязанностей

 

2.1.           Педагогический коллектив образовательной организации в своей деятельности исходит из признания высшей ценности каждого человека, его прав и свобод, неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, защиты чести, достоинства, своего доброго имени.

2.2.           Педагоги образовательной организации, осознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, считают своим долгом:

  • осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне;
  • уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
  • развивать   у   обучающихся   познавательную   активность,   самостоятельность,   инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
  • применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое
  • качество образования формы, методы обучения и воспитания;
  • учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
  • исключать действия, связанные с влиянием каких - либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению трудовых обязанностей;
  • проявлять корректность и внимательность к обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;
  • проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию обучающихся;
  • воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником трудовых обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету организации, осуществляющей образовательную деятельность.

2.3.   Педагогические работники стремятся быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного морально-психологического климата

для эффективной работы.

2.4.  Педагоги принимают меры по недопущению коррупционно опасного поведения, являются примером честности, беспристрастности и справедливости.

 

2.5.  При выполнении трудовых обязанностей педагогические работники:

  • проявляют толерантность к людям другого пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
  • вежливы, доброжелательны, предупредительны, сдержаны, справедливы, пунктуальны.

2.6.  Педагогические работники корректны, выдержанны, тактичны и внимательны, уважают честь и достоинство человека, доступны и открыты для общения.

2.7.  Педагогические работники стремятся соблюдать культуру речи.

2.8.  Педагогические работники соблюдают деловой стиль одежды.

 

3. Обязательства педагогических работников перед учащимися

 

3.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с учащимися:

  • признают уникальность, индивидуальность и определенные личные потребности каждого;
  • сами выбирают подходящий стиль общения, основанный на взаимном уважении;
  • стараются обеспечить поддержку каждому для наилучшего раскрытия и применения его потенциала;
  • выбирают такие методы работы, которые поощряют в учениках развитие самостоятельности, инициативности, ответственности, самоконтроля, самовоспитания, желания сотрудничать и помогать другим;
  • при оценке поведения и достижений учащихся стремятся укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения;
  • проявляют толерантность;
  • защищают их интересы и благосостояние и прилагают все усилия для того, чтобы защитить их от физического и (или) психологического насилия;
  • принимают всевозможные меры, чтобы уберечь их от сексуального домогательства и (или) насилия;
  • осуществляют должную заботу и обеспечивают конфиденциальность во всех делах, затрагивающих их интересы;
  • прививают им ценности, созвучные с международными стандартами прав человека;
  • вселяют в них чувство того, что они являются частью взаимно посвященного общества, где есть место для каждого;
  • стремятся стать для них положительным примером;
  • применяют свою власть с соблюдением законодательных и моральных норм и состраданием;
  • гарантируют, что особые отношения между ними не будут никогда использованы как идеологический или религиозный инструмент.

 

3.2. В процессе взаимодействия с учащимися педагогические работники обязаны воздерживаться от:

  • навязывания им своих взглядов, убеждений и предпочтений;
  • оценки их личности и личности их законных представителей;
  • предвзятой и необъективной оценки их деятельности и поступков;
  • предвзятой и необъективной оценки действий законных представителей учащихся;
  • отказа от объяснения сложного материала, ссылаясь на личностные и психологические недостатки учащихся, а также из-за отсутствия времени для объяснения (при действительном отсутствии времени необходимо оговорить время консультации, удобное для обеих сторон);
  • требовать дополнительную плату за образовательные услуги (консультации, подготовку к олимпиадам и т.п.);
  • проводить на учебных занятиях явную политическую или религиозную агитацию;· употреблять алкогольные напитки накануне и во время исполнения должностных обязанностей;
  • курить в помещениях и на территории ОО.

 

4. Обязательства педагогических работников перед законными представителями учащихся

 

4.1.  Педагогические работники должны быть ограждены от излишнего или неоправданного вмешательства законных представителей учащихся в вопросы, которые по своему характеру входят в их круг профессиональных обязанностей.

4.2.  Педагогические работники в процессе взаимодействия с законными представителями учащихся должны:

  • помнить, что большинство обратившихся, как правило, столкнулись с трудностями, неприятностями или даже бедой, от того, как их встретят и выслушают, какую окажут помощь, зависит их настроение и их мнение о педагогических работниках и работе ОО в целом;
  • проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь;
  • выслушивать объяснения или вопросы внимательно, не перебивая говорящего, проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику;
  • относиться почтительно к людям преклонного возраста, ветеранам, инвалидам, оказывать им необходимую помощь;
  • высказываться в корректной и убедительной форме; если требуется, спокойно, без раздражения повторять и разъяснять смысл сказанного;
  • начинать общение с приветствия;
  • выслушать обращение и уяснить суть изложенной проблемы, при необходимости в корректной форме задать уточняющие вопросы;
  • разъяснить при необходимости требования действующего законодательства и локальных актов по обсуждаемому вопросу;
  • принять решение по существу обращения (при недостатке полномочий сообщить координаты полномочного лица).

4.3. В процессе взаимодействия с законными представителями учащихся педагогические работники не должны:

  • заставлять их необоснованно долго ожидать приема;
  • перебивать их в грубой форме;
  • проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним;
  • разговаривать по телефону, игнорируя их присутствие;
  • разглашать высказанное учащихся мнение о своих законных представителях;
  • переносить свое отношение к законным представителям учащихся на оценку личности и достижений их детей

4.4.  Прилагать все усилия, чтобы поощрить законных представителей активно участвовать в образовании их ребенка и поддерживать тем самым процесс обучения, гарантируя выбор самой оптимальной и подходящей для их ребенка формы работы.

4.5.  Рекомендуется не принимать на свой счет обидных и несправедливых замечаний, неуместных острот, насмешек, не допускать втягивания в конфликтную ситуацию или скандал.

4.6.  В случае конфликтного поведения со стороны законного представителя учащегося необходимо принять меры для того, чтобы снять его эмоциональное напряжение, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса.

 

5. Обязательства педагогических работников перед коллегами

 

5.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с коллегами:

  • поддерживают атмосферу коллегиальности, уважая их профессиональные мнения и убеждения; готовы предложить совет и помощь коллегам, находящимся в самом начале своего профессионального пути;
  • помогают им в процессе взаимного оценивания, предусмотренного действующим законодательством и локальными актами ОО;
  • поддерживают и продвигают их интересы.

5.2. В процессе взаимодействия с коллегами педагогические работники обязаны воздерживаться

от:

  • пренебрежительных отзывов о работе других педагогических работников или проведения необоснованного сравнения их работы со своей;
  • предвзятого и необъективного отношения к коллегам;
  • обсуждения их недостатков и личной жизни.

 

6. Обязательства педагогических работников перед администрацией ОО

 

6.1.  Педагогические работники выполняют разумные указания администрации и имеют право подвергнуть их сомнению в порядке, установленном действующим законодательством.

6.2.  В процессе взаимодействия с администрацией педагогические работники обязаны воздерживаться от заискивания перед ней.

 

7. Обязательства администрации ОО перед педагогическими работниками

 

7.1.  Быть для других педагогических работников образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в ОО благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

7.2.  Делать все возможное для полного раскрытия способностей и умений каждого педагогического работника.

7.3.  Представителям администрации следует:

  • формировать установки на сознательное соблюдение норм настоящего Положения;
  • быть примером неукоснительного соблюдения принципов и норм настоящего Положения;
  • помогать педагогическим работникам словом и делом, оказывать морально-психологическую помощь и поддержку, вникать в запросы и нужды;
  • регулировать взаимоотношения в коллективе на основе принципов и норм профессиональной этики;
  • пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости, лицемерия в коллективе;
  • обеспечивать рассмотрение без промедления фактов нарушения норм профессиональной этики и принятие по ним объективных решений;
  • способствовать максимальной открытости и прозрачности деятельности ОО с тем, чтобы не допустить возникновения ситуаций, когда из-за недостатка необходимой информации в обществе или у отдельных граждан появляются сомнения в законности действий педагогических работников;
  • оставаться скромным в потребностях и запросах, как на работе, так и в быту.

7.4. Представитель администрации не имеет морального права:

  • перекладывать свою ответственность на подчиненных;
  • использовать служебное положение в личных интересах;
  • проявлять формализм, чванство, высокомерие, грубость;
  • создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе;
  • обсуждать с подчиненными действия вышестоящих руководителей;
  • предоставлять покровительство, возможность карьерного роста по признакам родства, землячества, личной преданности, приятельских отношений;
  • демонстративно приближать к себе своих любимцев, делегировать им те или иные полномочия, не соответствующие их статусу; незаслуженно их поощрять, награждать; необоснованно предоставлять им доступ к материальным и нематериальным ресурсам;
  • оказывать моральное покровительство своим родственникам и близким людям, по признакам религиозной, кастовой, родовой принадлежности, а также личной преданности;
  • умышленно использовать свои должностные полномочия и преимущества вопреки интересам долга, исходя из корыстной личной заинтересованности.

 

8. Ответственность за нарушение настоящего Положения

 

8.1.        Нарушение педагогическими работниками пунктов настоящего Положения может рассматриваться на заседании комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

8.2.        Соблюдение педагогическими работниками пунктов настоящего положения может учитываться при проведении аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности, при применении дисциплинарных взысканий в случае совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, а также при поощрении работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности.

Проект создан при поддержке компании RU-CENTER