Проект плана внедрение профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
Цель: Обеспечение перехода образовательных организаций общего образования на работу в условиях действия
профессионального стандарта «Педагог»
Задачи:
организация переподготовки и повышения квалификации -педагогических работников общего образования в соответствии с требованиями профстандарта;
формирование системы аттестации педагогических работников общего образования на основе профстандарта;
Пояснительная записка
Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования. Профессиональный стандарт «Педагог» является инструментом повышения качества образования как объективный измеритель квалификации педагога. Одна из основных задач стандарта - обеспечить ориентиры и перспективы профессионального развития педагогов.
В сравнении с действующим «Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих» (утверждён приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н) в Профстандарте выделена основная цель вида профессиональной деятельности; обозначены особые условия допуска к работе; описаны обобщенные трудовые функции (А, В) и соответствующий им уровень квалификации; конкретизированы квалификационные требования представленные в разрезе специализации педагогических работников.
Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.
Внедрение профессионального стандарта «Педагог» приведет к изменению проведения процедуры аттестации педагогических работников, повышению их квалификации, корректировке нормативных правовых актов: должностной инструкции педагогических работников, трудовых договоров и др. документов.
Алтайский край в числе 21 региона РФ вошел в состав стажировочных площадок по реализации проекта «Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога» (для дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
общего образования). Апробация профстандарта в крае в пилотном режиме пройдет на базе почти 20 общеобразовательных организаций по двум направлениям: повышение квалификации работников образования, аттестация педагогов с учетом требований стандарта.
Главное, чтобы в итоге всей совместной работы всего педагогического сообщества края профстандарт педагога стал инструментом развития - для конкретного педагогического работника, для конкретной образовательной организации, и, в конечном счете, для всей системы дошкольного и общего образования края.
Внедрение профстандарта в Алтайском крае пройдет в 2 этапа.
- 1этап: Подготовительный: проведение мероприятий информационного сопровождения, разработки нормативный правовых актов и методических рекомендаций, экспериментальное внедрение стандарта в пилотных общеобразовательных школах (по двум направлениям в рамках ФСП-3: повышение квалификации педагогических работников, аттестация ) (февраль-декабрь 2014 г.);
- 2этап: Экспериментальное внедрение профессионального стандарта «Педагог» в пилотных общеобразовательных организациях, корректировка нормативный правовых актов и методических рекомендаций, распространение проектов по направлениям внедрения профстандарта в рамках ФСП-3 на 62 субъекта РФ (с 01.01.2015 г.)
Важным фактом является то, что процедура внедрения будет обеспечена государственно-общественным механизмом управления внедрения профессионального стандарта учителя и воспитателя. С этой целью вопросы внедрения профстандарта необходимо рассматривать в рамках работы профессиональных педагогических сообществ, общественных педагогических объединений.
Деятельность педагогического работника образовательной организации по внедрению профстандарта можно представить через проведение следующих мероприятий:
- 1.Самоанализ уровня подготовки педагога. Педагог, используя разработанные и предложенные листы самоанализа, анализирует, каким требованиям профстандарта он отвечает, а где у него проблемы. Определяется, как их решить: пойти на курсы, посетить семинары, тренинги, пройти дистанционное обучение и т.д.
- 2.Анализ подготовки педагога курирующим администратором образовательной организации. На основе анализа посещенных уроков, мероприятий, результатов самоанализа и результатов обучения анализируется соответствие педагога требованиям профстандарта и предлагаются варианты решения проблем с точки зрения администрации.
- 3.Составление персонифицированных программ повышения профессионального уровня педагогического работника.
- 4.Анализ проблем педагогов на методических объединениях и определение возможности решениях их на уровне образовательной организации: мастер-классы, стажировки, взаимопосещение уроков, мероприятий, передача опыта и т.д.
- 5.Повышение профессионального уровня педагогическими работниками с использованием различных механизмов, в том числе и в рамках повышения квалификации.
|
1 этап |
|
|
Мероприятие |
Предполагаемый результат |
Ответственный |
Срок исполнения |
1. |
Организационно-правовое сопровождение и информационное сопровождение |
|
|
1.1. Региональный уровень |
|
|
|
1.1.1. Организация ознакомления педагогической общественности с |
|
|
|
содержанием профессионального стандарта «Педагог»: |
|
|
|
Подготовка и рассылка 1 "X *f"/""4"\ Tf~\ |
Общественно-профессиональная оценка по |
ГУ, Янголова Н.Г. |
01.02.14 |
информационных писем в МОУО; Организация обсуждения с использованием информационных ресурсов (сайт Главного управления - рубрика «Вопрос - ответ», сайт КГБОУ АКИПКРО «Интернет -педсовет»; сайты общественных |
модернизации содержания педагогического образования в части внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога (опрос педагогически и административных работников, родителей до 50 чел.). |
АКИПКРО, Ощепков О.А. |
25.08.2014 |
педагогических объединений, вебинары и т.д.); |
|
|
|
Обсуждение в рамках дискуссионной площадки «Профессиональный стандарт педагога» в рамках Титовских чтений |
|
АКИПРКО, Жаркова Е.Н., |
25.04.2014 |
Изучение содержания профессионального стандарта в рамках |
Анкета среди участников курсов повышения квалификации по вопросам информированности введения профстандарта |
АКИПКРО, Калашникова Н.Г. |
В течение периода |
курсовой подготовки. |
АКИПКРО, Калашникова Н.Г. |
внедрения стандарта |
|
1.1.2. Организация и проведение |
Анкета среди участников конференции по |
ГУ, Бутенко О.Н. |
|
разъяснительной работы краевыми профессиональными объединениями педагогов |
вопросам информированности введения профстандарта |
ГУ, Дроздова И.Н. |
|
(КЛОП) в рамках проведения: |
|
|
|
установочного краевого вебинара- |
|
|
20.08.2014 |
Мероприятие |
Предполагаемый результат |
Ответственный |
Срок исполнения |
совещания перед началом 2014-2015 учебного |
|||
года; |
Ноябрь 2014 |
||
V научно-практической конференции |
|||
краевых профессиональных объединений |
|||
педагогов. |
i |
i |
|
1.1.3. Подготовка перечня региональных |
Перечень региональных нормативных актов |
АКИПКРО, |
20.05.2014 |
нормативных актов, требующих разработки и |
(дополнительный список к плану) |
Калашникова Н.Г. |
|
(или) корректировки, анализ документов |
|||
1.1.4. Корректировка региональных |
Новые редакции документов |
ГУ, |
01.09.2014 |
нормативных документов |
Малышенко С.Н. |
||
1.1.5. Разработка типовых документов и |
Сборник типовых документов и |
ГУ, |
01.09.2014 |
методических рекомендации по их |
методических рекомендации |
Малышенко С.Н. |
|
применению для внедрения |
|||
профессионального стандарта «Педагог» в |
|||
деятельность образовательных организаций |
|||
Алтайского края. |
|||
1.1.6. Составление списка пилотных |
Список общеобразовательных организаций: |
ГУ, Янголова Н.Г., |
01.09.2014 |
образовательных организаций Алтайского края |
(дополнительный список) |
АКИПКРО, |
|
для проведения апробации стандарт |
Калашникова Н.Г. |
||
1.1.7. Апробация профессионального стандарта |
Рекомендации по результатам апробации. |
ГУ, отдел |
октябрь - |
«Педагог» в пилотных образовательных |
Отчет. |
управления |
ноябрь 2014 |
организациях Алтайского края |
качеством образования, АКИПКРО |
||
1.1.8. Анализ результатов апробации |
План корректирующих действий по |
АКИПКРО, |
01.12.2014 |
профессионального стандарта в пилотных |
внедрению профессионального стандарта |
Ошейков О.А. |
|
образовательных организациях |
|||
1.1.9. Организация и осуществление |
Информирование педагогических |
АКИПКРО, |
В течение |
Мероприятие |
Предполагаемый результат |
Ответственный |
Срок исполнения |
информационно-методической поддержки |
работников и получение обратной связи |
Карташова Т.А. |
периода |
педагогических работников по вопросам, |
внедрения |
||
связанным с психолого-педагогическим |
стандарта |
||
обеспечением (сопровождением) |
|||
профессиональной деятельности средствами |
< |
■ |
|
(сервисами) сайта КГБОУ АКИПКРО в сети |
|||
Интернет |
|||
1.1.10. Создание на страницах КПОП |
Раздел на сайте АКИПКРО |
АКИПКРО, |
01.10.2014 |
сайта АКИПКРО разделов «профессиональный |
Кострубова Г.А., |
||
стандарт педагога» |
руководители КПОП (по согласованию |
||
1.2. Муниципальный уровень |
|||
1.2.1. Организация информирования |
Анкета среди участников окружных |
МОУО, |
20.08.2014 |
педагогической общественности с |
форумов в рамках IX Съезда |
педагогический |
|
содержанием профессионального стандарта |
педагогических работников по вопросам |
актив |
|
«Педагог»: |
информированности введения |
||
• Подготовка и рассылка |
профстандарта |
||
информационных писем в ОУ; |
|||
• организация обсуждения с |
Отчет МОУО о проведенной работе по |
20.09.2014 |
|
использованием информационных ресурсов |
информированию педагогических |
||
(сайт МОУО, информационные стенды; |
работников. |
||
горячая линия и т.д.); |
|||
« изучение содержания |
Участие в слушаниях не менее 50 |
||
профессионального стандарта на заседаниях |
представителей педагогической и иной |
||
районных методических объединений; |
местной общественности. Рекомендации по |
||
• обсуждение профессионального |
результатам общественных слушаний. |
||
стандарта на муниципальном методическом |
|||
совете; |
Мероприятие |
Предполагаемый результат |
Ответственный |
Срок исполнения |
|
• проведение совещаний (семинаров) с руководителями ОУ |
||||
1.2.2. Создание муниципальной рабочей группы по введению профессионального стандарта «Педагог» |
Муниципальная рабочая группа * |
МОУО |
01.09.2014 |
|
1.2.3. Анализ и корректировка муниципальной нормативной базы в связи с введением профессиональных стандартов |
Новые редакции документов |
МОУО |
01.01.2015 |
|
1.3. Локальный уровень |
||||
1.3.1. Организация ознакомления педагогических работников ОУ с содержанием профессионального стандарта «Педагог»: » организация обсуждения на педагогических, методических советах и др.; 9 размещение информации на стендах вОУ. |
Уголок с материалами профстандарта |
Администрация образовательных организаций |
01.09.2014 |
|
1.3.2.Разработка, согласование и утверждение |
Новые редакции документов: должностные |
Администрация |
01.10- |
|
локальных правовых актов в области |
инструкции, трудовой договор, |
образовательных |
01.12.2014 |
|
формирования кадровой политики, трудовых отношений с учителями (воспитателями), нормирования, оценки качества труда учителей (воспитателей) |
коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка |
организации |
||
1.3.3. Ознакомление педагогических |
Заключенные трудовые договоры, |
Администрация |
30.12.2014 |
|
работников с вновь разработанными локальными нормативными актами, регламентирующими социально-трудовые отношения в организации, изменениями в ранее изданные нормативные акты |
подписанные должностные инструкции. |
образовательных организаций |
Мероприятие |
Предполагаемый результат |
Ответственный |
Срок иеттолттеттттп |
Определение i-ooruciciitiiu профессиональною уровня педагогических psiooi никои греионаиинм с |
анларга |
||
2.1. Региональный уровень |
|||
2.1.1. Разработка технологии и модульного |
Инструментарий оценки соответствия |
АКИПКРО, |
01.10.2014 |
инструментария оценки соответствия |
компетенции педагога содержанию |
Калашникова Н.Г. |
|
компетенций педагога содержанию трудовых |
трудовых функций |
КМК КПОП (по |
|
функций профессионального стандарта |
согласованию) |
||
«Педагог». |
|||
2.1.2. Разработка содержания, инструментария |
Инструментарий и методические |
АКИПКРО, |
01.10.2014 |
и методических рекомендации по самооценке |
рекомендации по самооценки соответствия |
Калашникова Н.Г. |
|
педагогами своей квалификации в |
компетенции педагога содержанию |
КМК КПОП (по |
|
соответствии с уровнями профессионального |
трудовых функций |
согласованию) |
|
стандарта педагога. |
|||
2.1.3. Разработка методических рекомендаций |
Методические рекомендации |
АКИПКРО, |
01.12.2014 |
по построению дифференцированной |
Калашникова Н.Г. |
||
программы профессионального развития |
КМК КПОП (по |
||
педагогов на основе оценки уровня |
согласованию) |
||
соответствия компетенции педагога |
|||
содержанию трудовых функций |
|||
профессионального стандарта «Педагог». |
|||
2.2. Муниципальный уровень |
|||
2.2.1. Организация обсуждения |
Рекомендации по итогам обсуждения |
МОУО, |
01.11.2014 |
инструментария и методических рекомендации |
муниципальные |
||
по оценке и самооценке квалификации |
метод. |
||
педагога в соответствии с выделенными |
объединения |
||
уровнями профессионального стандарта |
педагогов (по |
||
педагога в пилотных образовательных |
согласованию) |
||
организациях |
|||
2.3. Локальный уровень |
Мероприятие |
Предполагаемый результат |
Ответственный |
Срок исполнения |
2.3.1. Организация и проведение процедуры |
Программы развития педагогов |
Администрация |
01.11.2014 |
самооценки педагогами своей квалификации в |
образовательной организации |
образовательных |
|
соответствии с уровнями профессионального |
организаций |
||
стандарта педагога в пилотных |
|||
образовательных организациях |
• |
< |
|
2.3.2. Составление дифференцированной |
Установление уровня соответствия |
Администрация |
ноябрь 2014 |
программы профессионального развития |
компетенции педагога содержанию |
образовательных |
|
педагогов на основе оценки уровня |
трудовых функций |
организаций |
|
соответствия компетенций педагога |
|||
содержанию трудовых функций |
|||
профессионального стандарта «Педагог» |
|||
пилотных образовательных организаций |
|||
3. Повышенно ккп.шфмкчшии ni'.wi отческих раоошп |
1ч 1Ж |
||
3.1. Региональный уровень |
|||
3.1.1. Анализ и корректировка региональных |
Региональные нормативные акты |
ГУ, |
01.09.2014 |
правовых актов по вопросам |
Малышенко С.Н,. |
||
организационного, информационного, |
Агафонова И.Д., |
||
материально-технического и (или) |
АКИПКРО - |
||
финансового обеспечения реализации |
Ощепков О.А., |
||
программ повышения квалификации |
|||
(профессиональной переподготовки) |
|||
педагогических работников за счет средств из |
|||
краевого бюджета. |
|||
3.1.2. Актуализация и корректировка фондов |
Фонд оценочного инструментария |
АКИПКРО, |
01.11.2014 |
оценочных средств (ФОС) по |
Калашникова Н.Г. |
||
соответствующим программам, с учетом |
|||
требований профессионального стандарта |
|||
3.1.3. Подготовка методических рекомендаций |
Методические рекомендации |
АКИПКРО, |
01.11.2014 |
для руководителей образовательных |
Калашникова Н.Г. |
Мероприятие |
Предполагаемый результат |
Ответственный |
Срок исполнения |
организаций по формированию |
|||
индивидуальных заданий учителям |
|||
(воспитателям) на повышение квалификации с |
|||
учетом выявленных в ходе оценки |
|||
квалификации дефицитов компетенций с точки |
■ |
• |
|
зрения требований профессионального |
|||
стандарта |
|||
3.1.4. Корректировка программ |
Программы программ |
АКИПКРО, |
01.12.2014 |
персонифицированного повышения |
персонифицированного повышения |
Калашникова Н.Г., |
|
квалификации педагогов на основе |
квалификации педагогов |
КМК КПОП (по |
|
выявленных в ходе оценки квалификации |
согласованию) |
||
дефицитов компетенций с точки зрения |
|||
требований профессионального стандарта |
|||
4. Уместит! не kiioi и чески \ риГнм инкчж |
|||
4.1- Региональный уровень |
|||
4.1.1. Разработка примерных нормативных |
Примерные нормативные правовые акты |
ГУ, Соловьева Е.Е. |
01.08.2014 |
правовых актов, устанавливающих порядок |
АКИКПРО, |
||
создания и деятельности аттестационной |
Калашникова Н.Г. |
||
комиссии образовательной организации, |
|||
документального оформления содержания и |
|||
результатов деятельности. |
|||
4.1.2. Разработка методических рекомендаций |
Методические рекомендации |
ГУ, Соловьева Е.Е. |
01.10.2014 |
по организации аттестации на основе |
|||
профессионального стандарта |
|||
4.1.3. Организация и осуществление |
Полное и своевременное удовлетворение |
АКИКПРО, |
Сентябрь |
консультативно-методической поддержки |
запросов целевой группы |
Калашникова Н.Г. |
2014 года |
руководителей дошкольных и |
|||
общеобразовательных организаций по |
|||
вопросам аттестации педагогических |
Мероприятие |
Предполагаемый результат |
Ответственный |
Срок исполнения |
работников с учетом требований |
|||
профессионального стандарта. |
|||
4.1 .4. Актуализация оценочных листов |
Пакет оценочных листов педагогических |
АКИКПРО, |
01.12.2014 |
педагогических работников образовательных |
работников образовательных организаций |
Калашникова Н.Г., |
|
организаций. |
КМК КЛОП (по согласованию) |
||
4.2. Муниципальный уровень |
|||
4.2.1. Организация и проведение совещаний |
Информирование об изменениях |
Муниципальные |
01.11.2014 |
(семинаров) с руководителями аттестационных |
процедуры аттестации |
органы управления |
|
комиссий муниципальных образовательных |
образованием |
||
организации. |
|||
4.2.2. Составление плана аттестации |
План аттестации педагогических |
Муниципальные |
20.12.2014 |
педагогических работников на 2015 год. |
работников. |
органы управления образованием |
|
2 этап |
|||
Региональный уровень |
|||
Составление дифференцированной программы |
Установление уровня соответствия |
Администрация |
Февраль |
профессионального развития педагогов на |
компетенции педагога содержанию |
образовательных |
2015 |
основе оценки уровня соответствия |
трудовых функций |
организаций |
|
компетенций педагога содержанию трудовых |
|||
функций профессионального стандарта |
|||
«Педагог». |
|||
Реализация программ повышения |
Соответствие уровня квалификации |
Организации |
С 1 января |
квалификации (профессиональной |
учителей (воспитателей) требованиям |
дополнительного |
2015 года |
переподготовки) педагогических работников с |
профессионального стандарта |
профессионального |
|
учетом требований профессионального |
образования |
||
стандарта, в том числе в области психолого- |
|||
педагогическои компетентности. |
Организация обучения (специальной подготовки) руководителя и членов |
Программа обучения |
АКИПКРО, Ощепков О.А. |
01.04.2015 |
аттестационной комиссии, а также ее |
|||
специалистов образовательной организации. |
|||
Муниципальный уровень |
|||
Формирование запросов в области повышения квалификации педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций. |
База данных о запросах в области повышения квалификации |
Муниципальные органы управления образованием |
с 01.01.2015 |
Формирование плана повышения квалификации работников образования. |
План повышения квалификации работников образования |
Муниципальные органы управления образованием |
с 01.06.2015 |
В ыяв ление, изучение и обобщение опыта эффективной профессиональной деятельности педагогических работников. Распространение |
План мероприятий по распространению опыта эффективной профессиональной деятельности учителей (воспитателей) |
МОУО, учебно-методические объединения |
2015-2016 гг. |
опыта, в том числе посредством: мастер-классов, авторских школ, стажерских практик и др. |
|||
Локальный уровень |
Дата начала срока i |
исполнения |
|
Организационно-методическое обеспечение самоанализа (самооценки) педагогическим работником своей профессиональной |
Инструментарий для проведения самоанализа, методические указания по его применению |
АКИПКРО, Калашникова Н.Г., КМК КЛОП (по |
01.01.2015 |
деятельности с целью установления ее соответствия требованиям профессионального |
согласованию). |
||
стандарта. |
|||
Организация проведения самоанализа (самооценки) педагогическим работником своей профессиональной деятельности с целью |
План-график проведения самоанализа |
Администрация образовательных организаций |
01.02.2015 |
установления ее соответствия требованиям |
профессионального стандарта. |
|||
Составление персонифицированных программ повышения профессионального уровня педагогических работников с учетом результатов самооценки |
Программы повышения профессионального уровня педагогических работников |
Администрация образовательных организаций |
01.04.2015 |
Планирование повышения квалификации (профессиональной переподготовки) учителей (воспитателей). |
Утвержденный план повышения квалификации (профессиональной переподготовки) педагогических работников |
Администрация образовательных организаций |
01.04.2015 |
Организация диссеминации полученных знаний в ходе повышения квалификации (переподготовки) |
Повышения профессионального уровня педагогов образовательной организации |
Администрация образовательных организаций |
01.09.2015 |
Создание и организация деятельности аттестационной комиссии в организации с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности. |
Кадровое и организационно-методическое обеспечение деятельности аттестационной комиссии в организации |
Администрация образовательных организаций |
В течение 2015 года |
Организация и проведение квалификационных испытаний педагогических работников. |
Экспертные заключения о соответствии педагогических работников занимаемой должности |
Администрация образовательных организаций |
2-ое полугодие 2015 года |
Внесение дополнений в программы сопровождения молодых специалистов в период адаптации |
Адаптированные программы сопровождения молодых специалистов к требованиям профессионального стандарта |
Администрация образовательных организаций |
01.09.2015 |
Составители: |
|||
Калашникова Н.Г., первый проректор АКИПКРО Бутенко О.Н., заместитель начальника Глазного управления образования и молодежной политики Алтайского края, начальник отдела управления качеством образования С^,%Ш |
|||
и Янголова Н.Г., заместитель начальника отдела управлени Алтайского края /,л ^ Л— |
я качеством образования Главного управления образования и молодежной политики |